25
СЕГОДНЯ
КОНСУЛЬТАЦИЙ
3 944
ЗА МЕСЯЦ
КОНСУЛЬТАЦИЙ
1 721 603
ВСЕГО
КОНСУЛЬТАЦИЙ

Чарджбэк – механизм возврата платежей по банковским картам. Легко вернуть деньги за оплаченный с помощью банковской карты любой товар или услугу.

Покупки по банковской карте: удобно, быстро и безопасно?!

Любые покупки в сети интернет связаны с определенным риском. Данные банковской карты могут попасть к мошенникам, списанная со счета сумма может отличаться от цены купленного товара, деньги могут быть списаны дважды и т.п. Собственно, все эти риски присущи оплате картой любых товаров и услуг как в онлайне, так и в оффлайне. Однако существует процедура, с помощью которой можно оспорить платежи, совершенные с карт Visa и Mastercard – это Chargeback (чарджбек).

Что такое Chargeback (чарджбек)?

Chargeback (чарджбек) – это особая процедура оспаривания карточных переводов в платежных системах. Результатом успешного чарджбэка является возврат оспариваемой суммы на карточный счет плательщика. Процедура может быть использована в следующих случаях:

    - технический сбой во время платежа, когда сумма была списана со счета, но не дошла до получателя;

    - продавец совершил ошибку при совершении платежа (сумма введена неверно, выполнен двойной платеж и т.п.);

    - оплаченные товар или услуга не были предоставлены или не соответствуют по качеству;

    - был совершена мошенническая транзакция.

Чаще всего чарджбэк используют именно в последнем случае. Речь идет о совершении платежей с использованием незаконно полученных личных данных владельца карты или несанкционированном списании средств. Также часто этот механизм используется в тех случаях, когда у покупателя есть претензии к продавцу, в пользу которого были списаны средства.

Примеры из практики

К примеру, вы находитесь за рубежом и расплачиваетесь картой за какие-то товары и услуги. Продавец, используя ваше слабое владение языком, обманывает вас, списывая со счета сумму, превышающую реальную стоимость продукта. В такой ситуации вы смело можете оспорить такой платеж с помощью chargeback. Однако здесь важно собрать как можно больше доказательств своей правоты.

Еще одним примером использования процедуры может служить ситуация с банкротством компаний, взявших плату за предоставление услуг, но не выполнивших своих обязательств. К примеру, часть обманутых клиентов авиакомпании "Трансаэро", оплатившие билеты банковской картой, через чарджбэк могут вернуть свои средства без подачи исков в суд и лишних нервов.

В последнее время туроператоры и туристические агентства достаточно часто становятся неспособными отправить туристов на отдых по уже оплаченным турам. Причин много: банкротство туроператоров, овербукинг, отмена авиарейсов, мошенничество самих турагентств и т.д. Важно понимать одно - если тур был оплачен банковской картой(даже если в кредит) - у Вас есть практически 100%-ная уверенность в том, что деньги будут возвращены.

Процедура возврата карточных платежей

Написать заявление на chargeback несложно.

Для того чтобы вернуть деньги по процедуре chargeback необходимо обратиться в банк, выдавший карту. Это внутрисистемная процедура, инициировать которую может только банк-эмитент, но не сам держатель карты. Следует подать заявление с указанием причин, по которым вы требуете возврата платежа. Это необходимо сделать в срок до 120 дней со дня совершения оспариваемой транзакции.

При этом важно предоставить доказательства своей правоты и того, что вы не смогли урегулировать спор с продавцом напрямую. Это могут быть фотографии, чеки, квитанции, распечатка электронной переписки и т.д. То есть здесь не обязательно предоставлять юридически значимые и заверенные документы. Иной раз достаточно просто написать, что Вы позвонили продавцу, но Вам ничем помочь не смогли. Банк проверит ваше заявление, и если причина возврата будет вписываться в правила международных систем, то будет начата процедура chargeback.

Претензия банка-эмитента отправляется в банк, принимавший платеж, а он, в свою очередь, отправляет претензию получателю платежа. Продавец отвечает на претензию, приложив доказательства предоставления товара или услуги, а также их надлежащего качества. Продавец должен подготовить ответ в течение 45 дней с момента поступления претензии. Если он не успеет ответить, то автоматически происходит списание его средств в пользу покупателя.

В противном случае данные поступают на рассмотрение арбитража международной платежной системы, которая и принимает решение о выполнении чарджбэк или отказе в возврате платежа. Каждая из сторон спора может опротестовать решение арбитража, рассмотрение такой апелляции будет длиться до 75 дней. Однако для того, чтобы ее приняли к рассмотрению, она должна быть серьезно аргументирована.

Нюансы процедуры

Если возврат средств будет одобрен, то продавец должен будет не только перечислить указанную покупателем сумму, но и оплатить все расходы, связанные с процедурой чарджбэк. Это в частности:

    - плата за обслуживание платежа;

    - комиссия за конвертацию валют (если задействованы разные валюты);

    - штраф за чарджбэк.

Следует отметить, что далеко не все мошеннические транзакции удается опротестовать с использованием процедуры chargeback. Если вы не сможете доказать того, что сами не передавали данные карты мошенникам или что транзакция не согласована с вами, то в возврате средств будет отказано. Это же касается и возврата средств за некачественные услуги и товары. Если продавец сможет доказать, что выполнил перед вами свои обязательства, то деньги не будут возвращены.

Для продавца большое количество возвратов через чарджбэк может иметь крайне негативные последствия. В частности, платежная система может оштрафовать его, закрыть счет или запретить принимать к оплате пластиковые карты. Потому chargeback – это крайняя мера, к которой следует обращаться в крайнем случае, когда другие средства не дали результата.

Читайте также

Возникли вопросы по этой статье?

Задайте вопрос нашим юристам и адвокатам. Сэкономьте свое время и нервы.
Получите квалифицированную бесплатную юридическую консультацию онлайн или по телефону.

Задайте вопрос юристу,
получите квалифицированный ответ
и бесплатную юридическую помощь в течение 1 минуты!
+7( )
например (495) 6895658
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152 "О персональных данных" - мы гарантируем полную анонимность всех консультаций