Громкие дела с обманом туристов: причины и перспективы. Как туристу вернуть деньги за испорченный отдых в полном размере?
Сегодня НАК (Национальный антитеррористический комитет) запретил авиасообщение с Египтом. Президент это решение поддержал. А туроператорам ничего не приходится, как отменять уже оплаченные путёвки. Альтернативы по сути нет: якобы это "форс-мажор" и возвращать средства будут за вычетом "фактически понесенных затрат".
Чуть ранее, месяц назад, крупная туристическая компания "Библио Глобус" объявила о закрытии с 1 ноября всех своих офисов за исключением тех, что расположены в Москве и Санкт-Петербурге. По словам сотрудников компании из отделений в Самаре и Калининграде, центральные офисы возьмут на себя некоторые функции регионов, но сам объем продаж очень сильно упал. Годом ранее о банкротстве объявил другой крупный туроператор "Лабиринт", тогда так или иначе пострадали 55 000 туристов.
О том, почему ведущие игроки отрасли стали банкротами и что ждет их клиентов туристов, и поговорим далее.
Отмена авиарейсов в Египет по требованию НАК
Национальный антитеррористический комитет 6 ноября 2015 года заявил о необходимости временно прекратить авиасообщение с Египтом. Вопрос юридического запрета по сути формальный. Уже сейчас можно точно сказать - ближайшие рейсы будут отменять. Туроператоры не в силах "пересадить" туристов с самого популярного направления(на текущий момент) на какие-либо другие. По разрозненным данным, большинство туроператоров предлагают аннуляцию за вычетом фактически понесенных расходов и ссылаются на "форс-мажор", "невозможность влиять на решения Государственных органов РФ" и цитируют статью 14 ФЗ 132 об "Основах туристской деятельности в Российской Федерации". Однако умалчивают про самое важное: "При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.". Таким образом, при расторжении договора турист вправе получить 100% от стоимости путевки.
Остановка деятельности "Лабиринта"
Тревожной новостью для всей туристической отрасли стало объявление о приостановке деятельности туроператора "Лабиринт" в августе минувшего года. Среди причин финансовых трудностей администрация компании называла конфликт с авиакомпанией "Оренбургские авиалинии", а также снижение спроса в связи с неблагоприятными явлениями в экономике. Кроме того, второстепенными причинами стали девальвация рубля и связанные с этим дополнительные расходы, а также рекомендация об отказе выезжать за границу для сотрудников внутренних служб.
Накануне обанкротились еще несколько туроператоров, сотрудничавших с "Оренбургскими авиалиниями" (ОА), что вынудило авиакомпанию отменить заказанные, но неоплаченные ими рейсы. Жертвами корпоративных войн между "Лабиринтом" и ОА стали почти 60 тысяч туристов, 27 тысяч из которых в это время пребывали за рубежом. При этом Ростуризм совершенно не ожидал такого поворота, в ведомстве не было известно о конфликте перевозчика и туристической компании. Для российской туристической отрасли это стало беспрецедентное количество пострадавших, к которому также оказался не готов и страховщик.
Ответственность "Лабиринта" была застрахована в СК "Восхождение", которая накануне остановки работы туроператора сама лишилась лицензии и не успела завершить возмещение ущерба клиентам обанкротившегося ранее туроператора "Нева". Для туристов все это обернулось настоящей катастрофой. Кто-то не смог отправиться в полностью оплаченное путешествие, другие не могли вылететь из отпуска домой. Следственный комитет заподозрил руководство компании в мошенничестве и открыл уголовное дело.
Совладелец туроператора "Лабиринт", а также посредника, занимающегося реализацией авиабилетов "Идеал-Тур" Михаил Шаманов успел выехать из страны и на данный момент скрывается от следствия за границей. В одном из недавних интервью, которые он дал, будучи в Лондоне, Шаманов назвал виновником банкротства компании генерального директора "Лабиринта" Татьяну Зотову. Недавно СК включило ее и еще одного топ-менеджера компании в список обвиняемых по делу.
По оценкам экспертов, страховая компания сможет возместить обманутым туристам только 10%-15% от стоимости их путевок. Некоторые обманутые клиенты "Лабиринта" активно отстаивают свои права в судах, общая сумма выставленных требований превышает 2,46 миллиарда рублей. Однако уже очевидно, что исполняться вынесенные в пользу туристов решения будут в пределах тех активов, которые есть у компании и которые удастся взыскать с ее менеджмента.
Скандал вокруг "Библио Глобуса"
Еще не утихли страсти по обанкротившимся летом минувшего года туроператорам, когда туристический рынок ошарашила новая новость – банкротство перевозчика "Трансаэро" и последовавшие в связи с этим проблемы туроператора "Библио Глобус". Авиакомпания оказалась в сложном финансовом положении и приостановила полеты, а с 20 октября Росавиация приняла решение аннулировать сертификат эксплуатанта перевозчика с 26 октября, попутно передав часть рейсов компании "Аэрофлот".
При этом туроператор "Библио Глобус" был одним из крупнейших покупателей компании, заказывавшим большую часть перелетов по своим турам именно в "Трансаэро". В частности в воздухе повисли около 200 тысяч билетов, за которые перевозчик получил 4,5 миллиарда рублей предоплаты. В результате произошедшего уже страдают турагенты и их клиенты.
"Библио Глобус" ставит своих клиентов, возврат из поездки которых приходится на 24-е октября и позже, в жесткие условия: они обязаны дополнительно оплатить стоимость обратного билета, либо отказаться от путевки без возврата уже понесенных расходов на оплату отелей и перелета. На днях "Аэрофлот" объявил о том, что специально для клиентов "Библио-Глобуса" будет выделено несколько самолетов "Оренбургских авиалиний", которые будут осуществлять полеты в Египет и Доминикану из Москвы и обратно до 15 декабря.
При этом клиентам из регионов "Библио Глобус" не обеспечивает трансфер домой и они будут вынуждены добираться из столицы за свои средства. В любом случае турист несет непредвиденные расходы, а туроператор не гарантирует их компенсации, заявляя о том, что все средства будут возвращены после того, как "Трансаэро" возвратит предоплату.
Это вызвало негативную реакцию среди клиентов туроператора, а юристы называют такие условия неправомерными. По их словам, туроператор не имеет права требовать от клиентов приобретения обратного билета на свои средства, в данном случае туристы имеют полное право обратиться в страховую компанию за возмещением. Для этого следует дождаться даты вылета, указанной в путевке, и по факту невылета отправляться в страховую. Однако само заявление туроператора о невозможности обеспечить перелет не является причиной обращения за страховкой, отмечают в страховой компании "ВСК", являющейся фингарантом "Библио Глобуса".
На данный момент туристам остается только надеяться на то, что обязательства перевозчика перед туроператором будут каким-то образом исполнены, ведь переговоры о спасении "Трансаэро" продолжаются и окончательно все станет известно позже. Напомним, что в течение 2014-2015 годов помимо указанных компаний о своем банкротстве объявили туроператоры "Нева", "Южный Крест", "Солвекс турне" и другие. Жертвами краха туристического рынка стали сотни тысяч россиян.
В любом случае - мы рекомендуем не паниковать, а любые действия делать взвешенно и обдуманно. Обратитесь к нашим юристам за бесплатной юридической консультацией - получите основательные рекомендации по дальнейшим правовым действиям.
Читайте также
- Банкротство застройщика - еще не приговор. Как вернуть свои деньги?
- Чарджбэк – механизм возврата платежей по банковским картам. Легко вернуть деньги за оплаченный с помощью банковской карты любой товар или услугу.
- Порядок, процедура и основания для взыскания денег с ММСИС и Миллтрейд.
- Развод с косметикой DESHELI. Как защитить свои права? Как вернуть свои деньги?
- Компенсация за испорченный отдых...или как вернуть деньги за тур с недостатками.
- Что делать в случае банкротства туроператора или турагентства? Жалоба. Иск. Все про страховое возмещение.
- Составляем претензию в обувной магазин
- Подарок от банка – кредитная карта. Какой сюрприз ждет потребителя?
- Дело нелегкое - судиться с врачами!
- Пылесосы, создающие проблемы или как не стать обманутым: подробности о Kirby. Как расторгнуть сделку купли-продажи пылесоса Кирби? Советы юристов.
- Хороший юрист - миф или реальность? Где найти такого?
- Как покупателю обеспечить защиту своих прав при помощи гарантийного срока?
- С недобросовестными торговцами можно бороться при помощи книги жалоб и предложений
- Насколько безопасно питаться в общепите...или
- Перед покупкой мобильного телефона...советы юристов и адвокатов
- Расшифровка хитрого языка турагентств. Что делать в случае нарушения условий договора со стороны турагентства?
- Столкнулись с бракованным товаром? Гарантийная мастерская, советы на все случаи жизни.
- Пора отдыхать! Читайте внимательно договор с турагенством! Как отказаться от путевки.
- Дайте жалобную книгу - зачем она нужна и как с её помощью наказать нерадивого продавца.
- Как добиться качественного гарантийного ремонта? Правильная претензия и случаи замены товара.
- Что делать, если банкомат выдал не всю сумму? Советы юристов.
- Насколько легко вернуть в магазин вещь, купленную со скидкой? Защита прав потребителей на вашей стороне!
- Куда жаловаться на плохого адвоката?
- «Дайте жалобную книгу». Как отстоять свои права. Методы борьбы с недобросовестными продавцами.
- Нужно ли сдавать вещи в супермаркете? Случайно разбили товар? Вы должны знать ваши права!
Задайте вопрос нашим юристам и адвокатам. Сэкономьте свое время и нервы.
Получите квалифицированную бесплатную юридическую консультацию онлайн или по телефону.