17
СЕГОДНЯ
КОНСУЛЬТАЦИЙ
3 875
ЗА МЕСЯЦ
КОНСУЛЬТАЦИЙ
1 926 701
ВСЕГО
КОНСУЛЬТАЦИЙ

Вопрос 40220 ЗДРАВСТВУЙТЕ!В связи со строительством федеральной дороги наши


ЗДРАВСТВУЙТЕ!В связи со строительством федеральной дороги наши дома барачного типа будут сносить,в администрации нам сказали,что площадь новой квартиры будет точно такая же,как и была,якобы-это когда-то давали на каждого члена семьи по 18 кв.м.Поясню:у нас квартира общ.пл.30кв.м.:кухня-12,комната-18.Квартира-муниципальная. Вот,мол,у вас комната-18кв.м.,значит и получите 18кв.м.Я говорю:а то , что нас там три человека проживает( я , сын-24 г.,дочь-23 г.)-это как?Мне ответили,неважно... Я думаю,что они не правы,если так,то , что нам делать,квартиры для переселенцев только начнут строить,пока собирают только наши документы и заявления

татьяна
Ответ
Здравствуйте, Татьяна. Жилье по социальной норме предоставляется при переселении из квартир, находящихся в собственности города (муниципальное жилье), которые граждане занимают по договорам социального найма (т.е. неприватизированные квартиры). Жилье отселяемым гражданам предоставляется по договору социального найма в виде отдельных квартир в пределах городской черты. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств и свободной жилплощади возможно так же предоставление жилья в пределах округа или даже района. Такими обстоятельствами могут быть: обучение ребенка в спецшколе, наличие спецполиклиники, в которой состоит на учете (наблюдается) один из членов семьи и другие. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения должен соответствовать социальной норме для семьи данной численности. Если наниматель имел излишнюю площадь, жилое помещение предоставляется в размере не менее установленной социальной нормы на одного человека, а нанимателю или членам его семьи, имеющим право на дополнительную площадь и фактически пользовавшимся ею, - с учетом нормы дополнительной площади. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения должен соответствовать социальной норме для семьи данной численности на дату принятия решения об отселении. При этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся у граждан и членов их семей на праве собственности, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с жилыми помещениями после принятия Постановления, но не более чем за пятилетний период до принятия решения об отселении. Предоставление жилья взамен сносимого может быть заменено по соглашению отселяемого и отселяющего субсидией, которая затем должна быть направлена на приобретение жилья. Размер субсидии равен стоимости предоставляемого социального жилья. Стоимость социального жилья, на основе которой производится расчет субсидий, определяется как средняя рыночная стоимость жилья в домах типовых серий в районах массовой застройки. Жилое помещение большего размера из государственного и муниципального жилищного фонда предоставляется по письменному заявлению гражданина с доплатой стоимости за площадь, превышающую социальную норму, на основании решения органа исполнительной власти. Как правило, при переселении выясняется, что новая квартира превышает социальную норму для семьи данной численности (при переселении из неприватизированного жилья) или что стоимость новой квартиры выше стоимости той, откуда отселяют граждан (при переселении из квартир, находящихся в собственности). При этом в Управлении ДЖП и ЖФ могут потребовать доплаты за “лишние” метры. Требование доплаты давно вызывало нарекания у многих юристов. В настоящее время можно определенно сказать, что требование доплаты с собственников, которые получают квартиру в качестве равноценной компенсации, незаконно. Определением Президиума Верховного Суда РФ от 2 апреля 2003 г. N 148пв-02 был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия абзац 4 пункта 3.5 Положения "О порядке переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых помещений подлежащих освобождению домов, в которых имеется муниципальная и государственная собственность города, которым было предусмотрено требование доплаты. С собственника доплату могут брать только в одном случае: если он сам напишет заявление о предоставлении ему большей квартиры (была двухкомнатная, а он попросит трехкомнатную), поэтому можно смело отказываться доплачивать. При этом существует возможность у лиц, которые уже произвели такую доплату ранее, потребовать ее возврата (необходимо подавать иск в суд), т.к. требование о доплате было признано незаконным и не действующим с момента его принятия (например, доплата была сделана в 2001 году – сейчас появляется шанс ее вернуть). Хотя судебная практика по таким делам еще окончательно не сформировалась. Что касается законности доплаты за “лишние” метры в муниципальной квартире, то она так же сомнительна, особенно в связи с уже упомянутыми изменениями в законодательстве, согласно которым при превышении до 9 кв.м. доплата не взимается, а при превышении более 9 кв.м. заключается договор коммерческого найма, однако, как правило, лучше такую доплату осуществить, если ее требуют, т.к. практика показывает, что в суде законность такой оплаты оспорить сложно. Однако размер доплаты зависит от решения Общественной жилищной комиссии и методика ее расчета не всегда понятна даже профессионалам (например, в нашей практике были случаи когда в абсолютно аналогичных ситуациях бралась доплата 480 р. за кв.м. и 12 000 р. за кв.м.). При требовании чрезмерной доплаты есть смысл вступить с отселяющими организациями в конфликт, т.к. на квартиру Вы согласитесь, а с доплатой можно и потянуть, оспаривая ее размер. Достаточно часто жилищные права граждан нарушаются. Распространены следующие нарушения: 1) предоставления жилья без учета заслуживающих внимание обстоятельств (хроническое заболевание, требующее прикрепления к определенной поликлинике, доступность работы и т.п.); 2) Предоставление разным семьям одной квартиры при переселении из муниципальных квартир (при переселении очередников из квартир на праве собственности) 3) Переселение собственников в отдаленные районы, предоставление в качестве компенсации неравноценных квартир. Требование с собственника доплаты. 4) Отказ в регистрации по месту жительства и приватизации (расприватизации). В случае отказа гражданина от предлагаемых для переселения вариантов (обычно предлагают 2-3 варианта), его выселяют в судебном порядке. Поскольку в органах власти заинтересованы в скорейшем отселении граждан из сносимого (реконструируемого) жилья, необходимо использовать фактор времени и преимущества, заложенные законодательством. Нужно отстаивать свои интересы в Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда. Настоящий обзор подготовлен в соответствии с ч.4 ст.12, ч.2 ст. 16 Закона Иркутской области от 07.10.2009 № 69/35-оз «Об Уполномоченном по правам человека в Иркутской области» по результатам рассмотрения обращений граждан на нарушения их жилищных прав органами местного самоуправления г. Иркутска, а также в качестве контрольного мероприятия по проверке реализации предложений Уполномоченного, изложенных им в специальном докладе «О проблемах соблюдения прав граждан Иркутской области при переселении из ветхого и аварийного жилья». В жилом помещении, расположенном по адресу: г.Иркутск, ул.Афанасьева зарегистрировано 9 человек, в том числе 5 несовершеннолетних детей. Площадь квартиры составляет 27.9 кв.м, в том числе жилая – 16.5 кв.м. Администрацией г.Иркутска для переселения жильцам предложена на выбор одна из трех квартир, общей площадью 36, 35.3, 38.1 кв.м соответственно. С предлагаемыми вариантами переселения жильцы не согласились, полагая, что семья, состоящая из 9-ти человек, не может разместиться в однокомнатной квартире. Администрация г.Иркутска обратилась в суд с иском о выселении семьи с предоставлением однокомнатной квартиры общей площадью 38,1 кв.м. Исковые требования Администрации были удовлетворены Свердловским районным судом г.Иркутска. Решение суда оставлено без изменения кассационной инстанцией Иркутского областного суда. При этом ни Администрацией, ни судом не был принят во внимание тот значимый факт, что К.М.А. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с июня 2011г. как малоимущая, и коль скоро помещение по ул.Афанасьева признано непригодным для проживания, то выселение семьи К.М.А., с учетом положений ст.ст. 57, 85 Жилищного кодекса РФ, должно быть одновременно и улучшением жилищных условий данной семьи. В настоящее время К.М.А., оспаривая указанные судебные акты, подала жалобы в Верховный Суд РФ и Европейский суд по правам человека.
Ольга Евгеньевна

Комментарии, уточнения и замечания по вопросу

Комментариев по этому вопросу пока что нет
Вы должны пройти авторизацию для того, чтобы оставить комментарий.
Комментировать вопросы могут их авторы или зарегистрированные на портале юристы.