15
СЕГОДНЯ
КОНСУЛЬТАЦИЙ
3 934
ЗА МЕСЯЦ
КОНСУЛЬТАЦИЙ
1 721 593
ВСЕГО
КОНСУЛЬТАЦИЙ

Лишение водительских прав за превышение скорости. Тонкости применения Статьи 12.9 КОАП РФ в свете последних изменений Законодательства.

Скорость... Адреналин... Лишение водительских прав.

После очередной редакции административного законодательства, проведенной в конце июля 2013 года, статья 12.9 КОАП РФ сильно изменилась. Теперь лишение прав за превышение скорости предусмотрено частями четвертой, пятой и седьмой рассматриваемой статьи.

В первом случае права вождения ТС утрачивают свою силу на срок от четырех месяцев до полугода. Данное негативное юридическое последствие наступает при совершении административного деликта, предусмотренного частью четвертой статьи 12.9 КОАП РФ, а именно: при превышении установленного скоростного режима, то есть скорости движения ТС, на величину свыше шестидесяти, но не более восьмидесяти км/ч.

Альтернативный вид наказания здесь за превышение скорости — штраф на сумму, варьирующуюся от двух до двух с половиной тысяч рублей.

Следующее противоправное действие, за которое полагается лишение водительских прав за скорость, - превышение установленных для движения ТС скоростных параметров более, чем на восемьдесят км/ч. В этом случае права вождения ТС приостанавливают свое действие на полугодовой период.

Альтернативный вид наказания в такой ситуации — штраф в пять тысяч рублей.

Последний случай правовой возможности изъятия водительского удостоверения с соответствующими юридическими последствиями — повторное совершение административных проступков, предусмотренных четвертой и пятой частями ст. 12.9 КОАП РФ. В этой ситуации происходит безоговорочное лишение прав за скорость на годичный срок. Исключение — автоматическая фиксация правового инцидента посредством технических средств с фото-, кино-, видео-съемкой. В последнем случае применяется штрафная санкция в размере пяти тысяч рублей.

Ранее (в редакции 2007 года) в рассматриваемой статье 12.9 КОАП РФ было всего четыре части. При этом, полностью отсутствовала детальная градация правонарушения, влекущего лишение за скорость водительских прав. То есть законом предусматривался лишь один общий административный деликт в виде превышения скоростных параметров на величину свыше шестидесяти км/ч.

Возможность привлечения виновного лица к более серьезной административной ответственности за повторное совершение аналогичного противоправного действия также ранее отсутствовала. Из чего следует вывод, что в нынешней действующей редакции ответственность за нарушение скоростного режима движения ТС усилилась.

Комментарии к статье 12.9 КОАП РФ позволяют прийти к выводу, что объективная сторона указанного проступка заключается в нарушении ПДД (а именно: пунктов 10.1-10.5), а также законодательства о безопасности дорожного движения и иных правовых актов. При этом, виновное лицо превышает дозволенную скорость движения ТС на определяемую законом величину. С августа 2013 года такая величина имеет гораздо больше градаций.

Интересующая нас степень административной ответственности имеет две разновидности деликта:

    - за превышение скорости в пределах разницы в 60-80 км/ч,

    - за превышение скоростного параметра более, чем на 80 км/ч.

Новая градация степеней нарушения позволяет более справедливо наказывать за превышение скорости.

Иными словами, административная ответственность по статье 12.9 КОАП РФ с середины прошлого года усложнилась новыми юридическими элементами. Поэтому, если вас лишили прав за превышение скорости, мотивируя наличием в ваших деяниях состава правонарушения, предусмотренного частью пять рассматриваемой статьи — не удивляйтесь, потому как такая часть сегодня действительно существует.

Дробление административного проступка на несколько подвидов отчасти на руку правонарушителям, поскольку есть весомая разница в сроках лишения водительских прав и налагаемых штрафных санкциях. К тому же, это делает применяемое наказание более справедливым по отношению к людям, которые превысили скорость не более, чем на 80 км/ч. Согласитесь, неразумно наказывать одинаково водителей, едущих со скоростью в 100 км/ч и в 130 км/ч при дозволенных 40 км/ч. Второй водитель однозначно представляет большую угрозу для безопасности движения на дороге. А значит, он должен понести и более серьезное наказание.

Именно такими доводами и мотивирована последняя редакция административного законодательства. Ее целью выступает, с одной стороны, — ужесточение мер административного воздействия за совершение проступков в сфере управления источниками повышенной опасности (ТС). А с другой — детализация административного правонарушения для вынесения справедливого решения по разным по своей тяжести административным деликтам.

Правонарушение считается оконченным с момента превышения установленных законом скоростных параметров для движения ТС. Субъективная сторона деликта выражена чаще всего прямым умыслом. Иногда присутствует косвенный умысел. Но совершение подобного деяния по неосторожности в принципе невозможно.

То есть, если вас лишили прав за скорость, то заявить, что это вышло нечаянно уже не получится. Виновное лицо вполне осознает, что совершает нарушение установленных административным законодательством норм, требований, но умышленно их игнорирует либо относится к ним несерьезно.

К административной ответственности по указанной статье может привлекаться только водитель ТС, непосредственно превысивший скорость. Следовательно, ссылаться на то, что вы управляли транспортным средством по доверенности при совершении такого проступка тоже бесполезно. Административная ответственности подлежит именно водитель вне зависимости от правовой принадлежности ему транспортного средства.

Конкретный вид административной ответственности зависит от ряда субъективных и объективных обстоятельств. Решение о лишении водительских прав может быть принято только судьей на основании представленного сотрудниками ГИБДД материала.

При этом, привлекаемое к административной ответственности лицо, вправе доступными ему способами защищать свои права и интересы, отстаивая свою правовую позицию. Однако, если факт совершенного правонарушения был зафиксирован на фото- или видео-изображениях, то у обвиняемого в совершении деликта лица возникает также обязанность доказать свою правоту или невиновность.

В остальных ситуациях действует абсолютный принцип презумпции невиновности, согласно которому «правонарушитель» с помощью адвоката в суде может не доказывать приводимые им доводы, а доказыванию подлежит только наличие состава правонарушения в деяниях этого лица. Последнее возложено на сторону, представляющую в административном процессе обвинение, то есть сотрудников ГИБДД, инициировавших административное дело.

В случае совершения повторного правонарушения, предусмотренного частями 4-5 статьи 12.9 КОАП РФ, фиксация в автоматическом режиме совершенного деяния наоборот является позитивным моментом в судебном процессе для правонарушителя. Потому как закон определяет, что единственной мерой наказания в этой ситуации может быть только штрафная санкция. А вот при отсутствии такой фиксации лишение водительских прав, увы, неизбежно, потому что альтернативный вид наказания здесь отсутствует.

Что может повлиять на решение судьи при вынесении решения? Конечно же, в первую очередь наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств, которые перечислены в статьях 4.2 и 4.3 КОАП РФ соответственно. При этом, кодифицированное административное законодательство оставляет за судьями широкие возможности по интерпретации существующих обстоятельств дела. Так, например, судья может не признавать какой-либо сопутствующий фактор отягчающим обстоятельством, даже если он прямо указан в соответствующей статье КОАП РФ. Единственное, на что законодатель делает здесь акцент — это характер совершенного противоправного деяния.

Таким образом, одно и то же обстоятельство может стать отягчающим дело фактором или не быть таковым в зависимости от конкретных условий совершения административного деликта и субъективного мнения судьи.

Важное место в доказательстве превышения скорости играют зафиксированные показатели приборов.

Практика рассмотрения административных дел о привлечении к ответственности по статье 12.9 свидетельствует, что при отсутствии отягчающих обстоятельств суды чаще всего выносят решение о применении штрафных санкций. При этом, доказательствами по делу помимо соответствующего протокола и рапорта сотрудников ГИБДД служат зафиксированные показатели приборов учета данных (в данном случае скорости проезжающих автомобилей).

Таким образом, с конца июля 2013 года административное законодательство РФ вновь изменилось, в том числе в правовом сегменте, регулирующем правила скоростных режимов для движения ТС. Увеличилось количество административных деликтов, предусмотренных статьей 12.9 КОАП РФ, за которые может быть назначено наказание в виде лишения прав вождения ТС. Теперь их два. Кроме того, изъятие водительского удостоверения с последующим лишением правовой возможности управлять ТС установлено теперь и за повторное совершение двух вышеуказанных проступков.

Ранее отдельная форма ответственности за рецидив административного права не предусматривалась и за каждое вновь совершаемое деяние виновное лицо несло ответственность отдельно. Теперь же совершение правонарушения повторно усугубляет положение правонарушителя. Что влечет однозначное лишение прав за встречку или за скорость. Исключение возможно лишь при автоматической фиксации с помощью технических средств самого факта правонарушения. Тогда налагается только штраф.

Процедура рассмотрения вопроса о лишении водителя его прав на управление ТС (при наличии зафиксированного в автоматическом режиме правонарушения) регламентирована подробно в последней редакции пленарного постановления ВС РФ № 18 о некоторых вопросах применения норм Особенной части КОАП РФ.

Читайте также

Возникли вопросы по этой статье?

Задайте вопрос нашим юристам и адвокатам. Сэкономьте свое время и нервы.
Получите квалифицированную бесплатную юридическую консультацию онлайн или по телефону.

Задайте вопрос юристу,
получите квалифицированный ответ
и бесплатную юридическую помощь в течение 1 минуты!
+7( )
например (495) 6895658
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152 "О персональных данных" - мы гарантируем полную анонимность всех консультаций